Как заставить плод шевелится в животе: Как «заставить» малыша шевелиться в животе, заставляет шевелится шоколадка как заставить плод шевелиться в животе
Содержание
как заставить плод шевелиться — 25 рекомендаций на Babyblog.ru
Статья с сайта http://thejizn.com
«Многие родители сейчас захвачены идеей раннего развития ребенка: чуть ли не с пеленок они знакомят малыша с буквами, когда тому исполняется два года, пытаются учить чтению и счету, а к трем годам подключают иностранный язык. Действительно, маленькие дети могут демонстрировать чудеса обучаемости, поражая взрослых необыкновенными для раннего возраста умениями. Однако все чаще и чаще в оценке явления раннего развития слышны скептические голоса. Специалисты бьют тревогу: «маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело? Об этом мы поговорили с психологом и матерью троих детей Мариной Мелия, автором книги «Главный секрет первого года жизни».
Марина, почему идея раннего развития стала такой популярной? Что за ней стоит?
Как известно, физиологической основой интеллекта является мозг. В последнее время мы наблюдаем бум исследований мозга, многочисленные публикации о недавно открытых особенностях его развития и функционирования. Активные и амбициозные родители знакомятся с этими исследованиями и под их влиянием стремятся начать обучение своих детей как можно раньше.
Какие исследования имеются в виду? Мы знаем, что в первые три года жизни мозг ребенка растет и развивается особенно интенсивно. Уже в первые шесть месяцев после рождения он достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%. К этому времени в основном завершается формирование объема и плотности головного мозга, формируется более трех миллионов километров нейронных волокон и 70-80% нейронных соединений.
В первый год ребенок впитывает информацию с невероятной скоростью. Известно также, что в период интенсивного развития мозг крайне чувствителен к влиянию извне. Именно поэтому родители и воспитатели стараются не упустить столь благоприятное для обучения и развития ребенка время. Правда, мало кто задумывается, насколько адекватны выбранные ими способы воздействия и каковы их последствия.
С какими негативными последствия раннего обучения могут столкнуться родители и ребенок?
Часто приходится видеть, как маленькие интеллектуалы, демонстрирующие блестящие способности к литературе или математике, оказываются совершенно беспомощными, когда надо выполнить простейшие «бытовые» действия. Например, ребенок в четыре года уже читает книжки, решает примеры и «гуляет» по интернету, но при этом не может сам ни пуговицы застегнуть, ни шнурки завязать, ни руки помыть так, чтобы не расплескать воду по всей ванной комнате…
Дело в том, что мозг — это не просто однородная масса нейронов, а сложная система, состоящая из множества подструктур, отвечающих за разные процессы. Эти структуры созревают не одновременно, а в определенной последовательности: от стволовых и подкорковых образований к коре (снизу вверх), от задних отделов мозга к передним (сзади вперед), от правого полушария к левому (справа налево).
Другими словами, сначала формируются отделы, отвечающие за органы чувств, движения и эмоции, за восприятие пространства и ритма, за обеспечение энергией только-только развивающейся памяти, внимания, мышления. И только затем — те отделы, которые обеспечивают сложные функции контроля, речи, способность к чтению, письму. При этом длительность каждого этапа и срок перехода к следующему жестко регламентированы объективными нейробиологическими законами.
Если задача, которую мы предлагаем ребенку, входит в противоречие с актуальным процессом созревания мозга или опережает его, происходит своего рода «энергетическое обкрадывание»: мы как бы отводим энергию в другое русло, и эти незапланированные энергетические потери тормозят те мозговые процессы, которым в этот момент природой предписано активно развиваться.
Когда мы пытаемся научить малыша двух-трех лет читать, писать и считать, кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка «истощает» подкорковые образования, которые в это время как раз находятся в активном периоде развития. Последствия такого отбора энергии могут сказаться не сразу: у вполне здорового и интеллектуально развитого ребенка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка — эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность.
Выходит, что мы, не позаботившись о развитии корневой системы, пытаемся на неокрепших стебельках вырастить чудо-плоды, накачивая их всевозможными искусственными добавками. Но недаром говорят: «Каждому овощу — свое время». «Фактор времени» необходимо учитывать, когда мы требуем от ребенка выполнения той или иной задачи.
В таком случае что нужно делать родителям, чтобы интеллект ребенка гармонично и полноценно развивался?
Во-первых, развитие малыша должно идти постепенно, без резких скачков, в оптимальном темпе — ребенка нельзя подгонять, «натаскивать». Чтобы его интеллектуальные задатки раскрылись максимально, то есть полноценно заработала кора головного мозга и были скоординированы нейронные связи, вначале надо позволить созреть подкорковым образованиям, отвечающим за эмоции, восприятие, движение и т. д. Значит, наша задача — обеспечить малышу общение с любящим взрослым и возможность двигаться, исследовать окружающий мир.
Вместо того чтобы без конца «развивать» ребенка, показывать ему картинки с изображениями букв, предметов и животных, лучше просто быть с ним, носить на руках, вместе смотреть вокруг и наслаждаться общением.
Когда мне приходится видеть малышей, которых их заботливые родители целыми днями водят на английский, на музыку, на гимнастику, вместо того чтобы ребенок жил дома, слушал сказки, которые читает мама, лепил с бабушкой пирожки, бегал наперегонки с собачкой и играл своей любимой игрушкой, мне бывает жалко и детей, и, конечно, родителей.
Во-вторых, интеллект младенца — это не то же самое, что интеллект взрослого. Когда мы называем умным взрослого, то, как правило, имеем в виду его эрудицию, способность анализировать, систематизировать, обобщать. Когда речь заходит о детях, которым предстоит через год-два сесть за парту, мы ориентируемся на их умение читать, писать, считать. Но как мы можем говорить об интеллекте крошечного ребенка, если он еще не может ни того, ни другого, ни третьего? Для первого года жизни малыша психологи выделяют иные составляющие интеллекта: это реакция на новое (любопытство), познавательная активность и развитие речи.
Давайте поговорим подробнее об этих трех составляющих. Итак, любопытство. Реакцию на новизну, или любопытство, пожалуй, можно считать предтечей интеллекта. Когда малыш живо реагирует на нового человека или новую игрушку, прислушивается к звукам, вглядывается в предметы, попадающие в его поле зрения, когда он радуется, слыша голос мамы или видя ее лицо, мы с восхищением говорим: «Надо же, какой смышленый…».
И мы правы! Даже двух-трехмесячные младенцы могут различать цвет, форму и структуру движущихся предметов. Более того, они могут создавать сложный образ предмета, объединяя сведения, поступающие от различных органов чувств. В одном эксперименте шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Ребенок свою соску не видел, но безошибочно ее узнавал, когда ему показывали обе соски одновременно. Он дольше разглядывал именно ту, которую только что сосал.
Это доказывает, что уже в самом раннем возрасте дети имеют базовые представления об окружающем мире, поэтому они реагируют на возникающие изменения, а не просто пассивно воспринимают все, что происходит вокруг. Они способны предвосхищать события и удивляться, если что-то идет «не так». Если у младенца существуют врожденные или столь рано приобретенные «знания» о мире, то было бы странно их игнорировать.
В свое время Джозефом Фейганом был даже разработан тест, оценивающий интеллект младенцев. В ходе теста детям в течение определенного времени показывают сначала одно изображение, а затем два: первое — то, которое они уже видели, а второе — новое, незнакомое. Малыши, которые дольше смотрят на новое изображение, то есть «предпочитают новизну», проявляют любопытство, по мере взросления, как правило, демонстрируют более высокий уровень интеллекта, чем дети, не проявляющие интереса к новому.
Далее, познавательная активность. Окружающий мир вызывает у младенца огромный интерес, но он еще не говорит, не читает, не может засыпать нас вопросами, а потому с развитием движений активно исследует свою «среду обитания» всеми доступными для него способами: хватает предметы, пытается их пощупать, тащит в рот, пробует на вкус, облизывает, бросает на пол, стучит ими об стену…
Так, через движения глаз, языка, рук, перемещение в пространстве к ребенку приходят первые представления о предметах и явлениях. На руке и на языке находится огромное количество нервных окончаний. Отсюда информация постоянно передается в мозг, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов, и в сознании младенца складывается целостное представление о предмете.
Ребенок не просто впитывает впечатления, он постоянно экспериментирует: что будет, если выбросить из кроватки все игрушки? А что если потрясти папин телефон? Как снова заставить погремушку греметь? К своему первому дню рождения младенец начинает понемногу осознавать причинно-следственные связи: потянешь за веревочку — притянешь к себе привязанный к ней предмет, нажмешь на клавишу выключателя — зажжется или погаснет свет. Ему нравятся подобные манипуляции, и он стремится повторять их снова и снова. Действия с предметами помогают младенцу еще лучше постичь их свойства (вес, размер, форму, плотность, цвет) и научиться их сравнивать, то есть выполнять свои самые первые «интеллектуальные операции».
И, наконец, речь. Как ни парадоксально это звучит, развитие речи — это один из важнейших параметров интеллекта младенца. Да, ребенок еще не говорит, зато слышит, и в первый год своей жизни малыш тренирует свой артикуляционный аппарат, он прислушивается к речи взрослых, особенно если она обращена к нему, пытается ее понять, готов общаться, стремится подражать. Уже во втором полугодии мы можем судить о том, насколько эффективно проходит этот процесс и развивается пассивная речь: младенец реагирует на наши слова конкретными действиями. Например, восьмимесячная дочка моей знакомой на просьбу «покажи ежика» смешно морщит лицо и фыркает. И подобных примеров каждый может привести десятки.
Если резюмировать, то какого младенца мы, условно говоря, можем считать «умным»?
Совсем не обязательно, что этот ребенок к своему первому дню рождения уже говорит, показывает цифры и буквы. Мы, скорее, должны отмечать, насколько он любопытен, интересуют ли его окружающие предметы, чувствителен ли он к новому, как он изучает мир вокруг себя, прислушивается ли к разговору, идет ли на контакт с нами, пытается ли что-то сказать нам на своем детском языке — все это и будет показателями интеллектуального развития в первый год его жизни.
Что же делать родителям, чтобы развивать ребенка в этом направлении?
Вы знаете, сейчас родителям дается такая масса самых разнообразных рекомендаций, что голова идет кругом. Проанализировав несметное количество литературы и посмотрев, что делается на практике, я сделала такой парадоксальный вывод: если мама и правда хочет способствовать интеллектуальному развитию своего ребенка, «с дальним прицелом», ей нужно сосредоточиться на трех «ударных направлениях». Назову их условно: тепло, пространство и границы.
Нормальное психическое развитие ребенка невозможно без теплого, эмоционально насыщенного, интенсивного общения со взрослым. Именно взрослый (и в первую очередь мама) — тот человек, благодаря которому у малыша есть возможность раскрыть свой потенциал.
Каким образом создать такие условия?
Все просто. Способы общения изобретать не нужно, они просты и естественны — их знает каждая чуткая и любящая мать: откликаться на плач, утешать, укачивать, баюкать, петь малышу песенки, почаще брать на руки, обнимать, целовать, щекотать, подбрасывать, любоваться им, умиляться, улыбаться, восхищаться новыми действиями, использовать время, когда малыш не спит, для общения и игр.
Потрясающим эффектом обладают всевозможные потешки и пестушки, которыми мама сопровождает переодевание, купание, игру, массаж. Они передаются из поколения в поколение и сохраняются почти в неизменном виде. Все знают «Ладушки-ладушки, где были? — У бабушки», «Сорока-ворона кашу варила», «Водичка водичка, умой мое личико». Пестушек множество, на каждый случай своя: когда ребенок просыпается, когда мама его умывает, когда он учится переворачиваться, когда у него что-то болит и т. д. Они очень ритмичные, складные, поднимают настроение и маме, и малышу, помогают получать удовольствие от общения и оказывают позитивное влияние на общее развитие младенца.
На первый взгляд, это не вписывается в контекст привычного разговора про интеллект. Но именно эта особая атмосфера тепла, внимания и заботы позволяет ребенку расти и развиваться полноценно. Для того чтобы чему-то научиться — ходить, залезать, собирать пирамидку, ставить кубик на кубик, малышу приходится сотни раз это пробовать, сотни раз переживать неудачи. Откуда у него такая способность справляться и не отчаиваться? От взрослого, который рядом и с которым у него есть глубокая эмоциональная связь, которому он доверяет.
Например, ребенок тянется к игрушке и, не дотягиваясь, падает и ударяется. Он горько плачет, просится к маме на ручки. Она его берет, обнимает, гладит ушибленное место, он видит ее улыбку, спокойный подбадривающий взгляд «глаза в глаза». Ему не надо ни о чем беспокоиться, ничего бояться. Его защитили, о нем позаботились. В абсолютной безопасности он может целиком погрузиться в свое переживание и выплакать стресс. И как только он успокоился и его опускают на пол, он может снова исследовать мир и пытаться овладеть той самой игрушкой. Ему не страшно.
Это важнейшее условие развития познавательной активности. Только в таком случае ребенок захочет «хватать» и «залезать», узнавать и исследовать. Ему опять интересно, он опять открыт миру. А если такого заботливого взрослого защитника у ребенка нет или он вдруг куда-то делся, малышу приходится в прямом смысле этого слова бороться за выживание, все силы отдавать на преодоление стресса. А значит, ему уже нет никакого дела ни до изучения нового, ни вообще до мира вокруг.
Тезис о зависимости познавательной активности ребенка от прочности эмоциональной связи с взрослым как-то экспериментально подтвержден?
Да, эксперименты в этой области проводились. Так, в исследовательской лаборатории М. И. Лисиной с полугодовалыми младенцами из дома ребенка проводили 50 занятий по восемь минут каждое. Взрослый общался с малышом, как это делает любящая мама, — ласкал его, поглаживал, тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова. И оказалось, что дети, получившие свою, пусть и небольшую, порцию впечатлений, развивались быстрее, чем малыши из контрольной группы, которым «добавки» эмоций и нежности не досталось. Первые лучше ориентировались в пространстве, дольше играли с игрушками, чаще активно исследовали предметы, одновременно задействовав руки, глаза и рот.
В другом эксперименте участвовали малыши от 9 до 12 месяцев: взрослый брал ребенка на руки, играл с ним, водил за ручку по комнате, произносил что-то ласковое и т. д. Всего за 20 занятий дети преображались: исчезала напряженность, они становились более раскованными, радостными, с удовольствием вступали в контакт, чаще сами инициировали общение со взрослым. Тесты на активную речь и понимание речи взрослого показали их превосходство над детьми из контрольной группы. Конечно, эти поразительные эффекты не могут быть долговременными, и без продолжения регулярного общения со взрослым, к сожалению, сходят на нет.
А вот когда в закрытых детских учреждениях Англии пытались преодолеть дефицит эмоций за счет механической экстрастимуляции (по утрам и после обеда на 10 минут включали автоматическую качалку, или взрослый столько же времени стоял у колыбели младенца и монотонно читал ему вслух), то никакого, даже кратковременного благотворного влияния на развитие ребенка это не оказало. Не было главного — теплого эмоционального контакта со взрослым.
Именно живое общение с любящим взрослым дает все самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие развивающие игрушки, никакие обучающие методики не заменят в младенчестве ни нежных рук, ни ласкового взгляда мамы.
А если взрослый не знает, чем занимать ребенка целый день, как с ним общаться?
Действительно, нам трудно делать что-то с ребенком «просто так», ведь в наше динамичное время мы не привыкли действовать без цели, плана, заданного алгоритма. Если мы куда-то идем, нам нужно знать, куда и зачем. И мы чувствуем себя совершенно беспомощными, когда нужно просто проводить с ребенком время, резвиться, веселиться, нянчиться, — для многих это бывает неразрешимой задачей.
Кто-то поддается соблазнам в виде всевозможных развивающих ковриков и комплексов, которые освобождают родителей от необходимости постоянно развлекать малыша. Сейчас лучший способ продать какую-либо игру — написать на коробке: «Ребенок будет играть самостоятельно». Такие коврики и комплексы сами шуршат, гремят, играют музыку, на них много картинок, подвесных игрушек и т. д. Это действительно удобно и на какое-то время можно оставить младенца одного. Но стоит понимать, что такой способ «занять» ребенка не должен быть основным.
Спасительной палочкой-выручалочкой для родителей может быть совместная игра. Мы называем это игрой в какой-то мере условно, потому что для самого ребенка это естественное, эмоционально наполненное, теплое общение. Но для нас это канва, по которой мы можем организовать это общение, способ научиться заниматься с ребенком, вначале следуя правилам и инструкциям. Здесь нам помогут многочисленные книжки, где описаны игры с детьми разного возраста, и советы «бывалых».
Каждый может найти то, что органично для него, то, что ему интересно, то, что вызывает интерес у ребенка. И тогда игры, безусловно, будут приносить пользу. Они не должны быть сложными, здесь не надо ничего особенно выдумывать. Ребенок смеется, мы смеемся, ребенок доволен, мы довольны. Некоторые игры могут стать любимыми и будут служить развитию малыша и наших с ним отношений.
Игры обладают волшебным эффектом — они воздействуют не только на детей, но и на родителей. Втягиваясь в игру, мы начинаем сами придумывать что-то новое, радоваться, общаться и в конечном счете сможем быть с ребенком «просто так». А лучшая «игрушка» для малыша — это взрослый, именно к нему у ребенка подлинный интерес.
А что Вы подразумеваете под созданием для ребенка необходимого пространства?
Мы часто забываем о том, насколько нов и непонятен для малыша окружающий мир, игнорируем первые попытки его познания. Конечно, любопытству и познавательной активности невозможно научить, но им важно не препятствовать. Именно мы должны организовать и постепенно расширять то пространство, в котором младенец, доверяя своему окружению, может проявлять себя свободно и использовать свои возможности.
И здесь важен баланс между стабильностью и новизной. Чтобы ребенок удовлетворял свое любопытство, пространство вокруг него должно быть стабильным — только на фоне постоянства окружающей обстановки он сможет заметить что-то новое и заинтересоваться этим. Но соотношение стабильности, новизны и неопределенности должно быть оптимальным. Это как любая тренировочная нагрузка — для достижения эффекта она должна быть не слишком слабой, но и не чрезмерной.
В мире, где все однообразно и предсказуемо — бледные стены, белый потолок, няня в маске как в детдоме, — нет неопределенности. И проявлять любопытство в таком мире не к чему. Но и там, где одна картинка быстро сменяет другую, как в слайд-шоу, где «мелькают города и страны, параллели и меридианы», взгляду тоже не за что зацепиться. Если сегодня ребенок видит одно, завтра другое, сегодня с ним разговаривают на одном языке, завтра на другом — без всяких закономерностей, — у него нет возможности что-то предсказать, предвосхитить, а значит, и удивиться, что что-то идет не так. И тогда он невольно отгораживается, защищается от этого обилия впечатлений и перестает что-либо воспринимать. И в том и в другом случае эффект один — естественное, природное любопытство младенца угасает.
Значит, нам в очередной раз нужно проявить чуткость и внимание в поисках золотой середины: с одной стороны, обеспечить малыша разнообразными впечатлениями, а с другой — не перегрузить его восприятие все новыми и новыми игрушками, предметами, сменой комнат, лиц, людей вокруг и т.д.
Раз мы создаем для ребенка безопасное пространство, значит, у этого пространства есть и границы?
Совершенно верно. Младенец еще не знает, что можно, а чего нельзя, и в своем стремлении активно познавать мир может упасть, пораниться, испугаться, что-нибудь испачкать, разбить или сломать. Смелость, активность, любопытство надо поощрять, но только если мы точно знаем, что ребенок в безопасности, а он уверен, что старшие его оберегают.
Вместе с тем, из благих побуждений мы часто преувеличиваем степень опасности тех или иных предметов или ситуаций для ребенка и тем самым блокируем зарождающийся у него исследовательский интерес. Конечно, очень удобно, когда неловкий и неуклюжий младенец лежит спеленутый в кроватке или сидит в манеже, из которого ему не выбраться. В это время мы можем заниматься своими делами и не думать о том, что он забредет куда-то не туда или откуда-нибудь свалится. Но связь движений и интеллекта обусловлена физиологически. Поэтому, ограничивая активность ребенка — туго пеленая его или постоянно принуждая «сидеть смирно» и «вести себя тихо», — мы замедляем развитие. Наша задача, напротив, сделать все, чтобы у ребенка была возможность шевелиться, двигаться. Не надо считать, что опасности подстерегают нашего малыша повсюду. Поэтому запреты, которые устанавливают границы дозволенного, должны быть разумными. Здесь, как и во всем, нужно находить баланс.
Так что же, можно позволить малышу делать все, что он хочет?
Конечно, нет. Мы должны контролировать активность ребенка, но при этом действовать очень гибко, чтобы не отбить у него желания исследовать мир. А для этого нужно все время быть начеку, аккуратно отпускать или успевать вовремя «подстелить соломку» — то есть проявлять изобретательность в зависимости от обстоятельств. Если ребенок пытается смять или порвать попавшиеся ему на глаза бумаги, которые, как оказалось, папа принес из офиса, надо спокойно заменить их теми, что порвать не жалко. Малыша тянет рисовать на стенах? Можно выделить ему на обоях специальное место для рисования и тем самым поддержать его творческий порыв и стремление к самовыражению.
Не стоит впадать в крайности: либо держать малыша в ежовых рукавицах, либо умиляться и потакать любым его действиям и поступкам. Например, ребенок начинает швырять все подряд, хватать кошку за хвост, а родители в полном восторге. Запретов не может быть много, но они должны быть — особенно по ключевым моментам. Уже в младенческом возрасте начинают закладываться основные понятия — что хорошо, а что плохо, что важно, а что нет, что можно, а чего нельзя. Родители своим авторитетом устанавливают твердые рамки, которые малыш должен осознать и принять.
Эти границы должны быть четкими, ясными, понятными, но ни в коем случае не жесткими, пугающими. Мы твердо говорим «нет», но говорим это спокойно. В момент отказа мама должна поддерживать контакт с ребенком, смотреть ему прямо в глаза — можно даже приобнять малыша. Правила должны быть непреложными. Так, в автомобиле малыш привыкает сидеть пристегнутым в специальном кресле, за столом он должен есть, а не играть едой. Увидев, как наше чадо тянет кошку за хвост, мы сразу же твердо говорим «так нельзя» и объясняем почему.
Конечно, постоянно искать золотую середину — дело хлопотное, такой подход потребует от нас внимания и сил. Но поддерживать и разрешать, ограничивать и запрещать — важная родительская функция. Поэтому нам придется хорошенько «пошевелить мозгами», если мы хотим, чтобы они потом «шевелились» у ребенка.
Получается, что истоки идеи раннего развития — не в желании блага своему чаду, а скорее в родительских амбициях и стремлении превзойти других?
Чаще всего. Нам кажется, чем быстрее дети развиваются, тем лучшими родителями мы являемся, мы пытаемся перещеголять остальных, дух соперничества буквально витает в воздухе. Выражение «обычный ребенок» для активных, амбициозных мам и пап звучит чуть ли не приговором. Так, один мой знакомый, которого тоже захватила идея «читать раньше, чем ходить», как-то попросил меня порекомендовать эффективную методику для обучения чтению его двухлетней дочери: «Говорят, уже пора…» Я спросила: «А зачем? Что она будет сейчас читать? И что она поймет из прочитанного?» Он в растерянности произнес: «Да, действительно, об этом я не подумал…».
Интеллектуальное развитие — это не короткая спринтерская дистанция, а скорее марафон, долгий и трудный, требующий терпения и умения рассчитывать силы. Начинается он в первый год жизни малыша, а вот результаты во многом зависят от того, сумеет ли «тренер» правильно распределить силы своего «подопечного», чтобы он не выдохся раньше времени. А это вполне может произойти, если мы, эксплуатируя поразительные возможности маленьких детей, пытаемся «ускорить процесс» и преждевременно навязываем им то, что пока абсолютно не нужно.
Безусловно, можно и трехлетнего малыша достаточно быстро и легко научить японскому языку или играть в шахматы. Но, опять же, зачем? И не потеряет ли он гораздо больше от этого обучения, чем приобретет? У совсем маленьких детей еще нет потребности во «взрослых» знаниях и умениях, которыми их начинают пичкать задолго до того, как у них сформируется запрос на эти знания. Сначала должны зарождаться и вызревать желания, и тогда уже появится мотивация, любознательность и готовность преодолевать трудности на «нелегком пути познания».
Безусловно, заниматься развитием ребенка надо начинать как можно раньше. Но использовать при этом другие средства и решать другие задачи: создавать эмоциональный контакт, надежную привязанность, условия для активного и в то же время безопасного исследования окружающего мира. И только потом, когда малыш физиологически и психологически будет к этому готов, учить его чему-то целенаправленно.
Сначала мы должны построить прочный и надежный фундамент, а уже потом надстраивать на нем красивое здание — и тогда оно устоит при любой погоде. Если мы не будем торопить время, рассчитывая на быстрый успех, а наберемся терпения и мудрости, чтобы формировать интеллект ребенка естественно, с учетом закономерностей развития, есть шанс, что в школьном возрасте он не утратит интереса к познанию, а его интеллектуальные возможности будут расти вместе с ним.»
http://thejizn.com/2016/07/21/psiholog-chem0opasny-razvivaushchie-tsentry-dlya-detey/?refresh
Как часто должен шевелиться ребенок?
По настоящему беременной, зачастую, женщина начинает воспринимать себя только, когда почувствует первые шевеления будущего малыша.
Шевеления плода начинаются намного раньше, чем принято думать. Еще в конце восьмой недели своего внутриутробного развития начинаются первые неосознанные и нескоординированные движения эмбриона. Первыми начинают двигаться мышцы вокруг рта, щечки, наверное, потому сосательный рефлекс основной у новорожденного младенца. Постепенно движения охватывают все группы мышц и шевеления становятся более осознанными.
Примерно к двадцатой неделе своего внутриутробного развития уже не эмбрион, а плод, начинает шевелиться настолько активно, что его движения уже замечает будущая мамочка. Бывает, что уже двадцать недель, а плод еще не шевелится. Этому есть несколько объяснений:
- возможно, это индивидуальная особенность плода, а потому нормальным считается, если шевеления начнутся в 22 –23 недели;
- если плацента у будущей мамы располагается по передней стенке, это может служить причиной того, что еще слабые шевеления просто не чувствуются до тех пор, пока они не станут более активными;
- бывает, что у самой мамы снижена чувствительность из-за своеобразного строения нервных окончаний.
Если вы почувствовали шевеления намного раньше – в 15-17 недель, это тоже вариант нормы. Принято считать, что у повторнородящих шевеления начинаются немного раньше с каждой последующей беременностью. Это не совсем верно. Так как даже у многодетных матерей бывает, что первенец начал шевелиться раньше, чем, к примеру, последний ребенок.
Но вот срок первых шевелений настал, а вы не знаете, как же понять, что это именно плод шевелится, и не перепутать с двигательной активностью кишечника. Шевеления ребенка у кого-то похожи на лопающиеся пузыри, кому-то кажется, что внутри плавает рыбка и касается стенок матки, у всех происходит это по-разному.
Считается, что если первые шевеления мама почувствует справа, то будет мальчик, а если слева – девочка.
Сколько и как часто должен шевелиться плод?
Поначалу шевеления могут быть нерегулярными: через день, а то и через два. Но со временем ребенок все больше совершенствует свою двигательную активность, и шевелиться малыш станет всё чаще.
На сроке от 28 недель по нормативам шевелений должно быть не меньше десяти за день. Активность ребенка становится главным показателем его здоровья. Если плод шевелится активно и регулярно – это хороший признак. А если шевеления без видимых причин, неожиданно становятся бурными, это повод обратиться к врачу, сдать анализы, сделать кардиотокографию плода, внеплановое УЗИ. Очень активные шевеления могут свидетельствовать о нехватке кислорода.
Если диагноз подтвердится, будущей маме назначат курс поддерживающей терапии и больше прогулок на свежем воздухе.
После середины беременности бурные шевеления могут быть вызваны тем, что беременная, как и раньше, отдыхает лежа на спине. В таком положении передавливается нижняя полая вена, кровь резко перестает поступать к плоду, и он начинает протестовать.
Сколько может не шевелиться плод?
Бывают ситуации, когда наоборот, плод стал меньше шевелиться или перестал вообще. Подумайте, возможно, вы весь день провели на ногах, и поэтому, при постоянном движении просто не слышали шевелений.
Есть несколько способов, как заставить плод шевелиться. Лягте на бок и прислушайтесь. В течение 15 минут плод даст о себе знать. Можно выпить сладкого чая или съесть что-то сладкое. Уровень глюкозы в крови поднимется, и ребеночек незамедлительно отреагирует.
Нормальным считается, если плод не шевелится в течение 3-4 часов. Но если все ваши ухищрения ни к чему не привели, и в течение 12 часов вы не слышите шевелений, это повод незамедлительно обратиться за врачебной помощью.
К концу беременности шевеления становятся менее активными. Малыш подрос и ему стало тесно у мамы в животе. Перед родами он затихает, готовясь к предстоящей работе – своему рождению.
15 вещей, о которых вы не знали, которые заставят ребенка взорваться
Эта статья была первоначально опубликована 4 июня 2017 года.
Трудно сказать, когда наступает лучшая часть беременности, но есть некоторые женщины, которые могут чувствовать, что их любимая часть беременности – чувствовать, как их малыш двигается, брыкается и извивается внутри них. Тем не менее, это может быть непростой задачей.
Некоторые движения еще не родившегося ребенка могут причинить матери дискомфорт. Кроме того, когда женщины подходят к концу своей беременности, они, как правило, беспокоятся о том, достаточно ли двигаются их дети. Ведь это может быть признаком того, что что-то не так.
СВЯЗАННЫЙ: Мой ребенок не пинается сегодня, когда мне следует беспокоиться о шевелении плода?
Многие мамы пробуют различные советы и приемы, чтобы заставить свою маленькую фасолину начать прыгать. Кроме того, по данным blog.ohiohealth.com, движения женщины в течение дня могут усыпить ее будущего ребенка. Это означает, что мамам не следует слишком беспокоиться, если они замечают, что их малыши днем двигаются меньше, чем ночью.
Однако, если они беспокоятся об этом, они должны поговорить об этом со своим врачом. Кроме того, если женщина хочет, чтобы ее ребенок шевелился, лучше всего сесть или лечь, чтобы он проснулся. Обычно это приводит к бессонным ночам, так как именно тогда ребенок решает устроить вечеринку в матке.
Если мама задается вопросом, как заставить ребенка двигаться, ей следует попробовать некоторые из этих способов. Вот несколько из них.
15/15 Попробуй конфету
с помощью Pikist
Если беременная женщина задается вопросом, как заставить ребенка чаще пинаться, возможно, ей следует попробовать съесть что-нибудь сладкое. Правильно, есть конфеты совершенно нормально!
Candy может быть хорошим способом побудить ребенка двигаться. Все, что ест мама, идет к ребенку, поэтому, когда она съедает достаточное количество конфет с сахарной начинкой, она может заметить увеличение движения.
И у взрослых, и у детей возникает небольшой прилив сахара, когда они едят что-то сладкое. Это потому, что сахар дает им все виды энергии. Эта энергия сахара передастся ребенку и даст ему немного подпрыгнуть. Имейте в виду, однако, что при высоком уровне сахара происходит довольно большой сбой, поэтому используйте его с осторожностью! Малыш может и не разбиться, а вот мама точно разобьется!
Кроме того, важно не есть слишком много конфет. Но, согласно Healthline.com, нет ничего плохого в том, что беременная женщина наслаждается шоколадом. Кроме того, дамы могут захотеть быть разборчивыми в выборе конфет, так как есть некоторые странные и отвратительные конфеты.
14/15 Съешь банан
через PickPik
Еще одна причина, по которой мама может захотеть, чтобы ее маленький боб шевелился, — это предстоящее УЗИ. Она хочет наблюдать, как ее малыш двигается, и если она надеется узнать пол, то она определенно захочет, чтобы ее малыш двигался. Одна вещь, которую мамы могут попробовать сделать, это съесть банан.
Это может показаться очень странным для мам, которые поощряют своих детей двигаться, но это может действительно сработать. Согласно parenting.firstcry.com, трудно определить, что именно заставляет ребенка больше двигаться после того, как его мать съела бананы, но, тем не менее, это эффективно. Возможно, это как-то связано с содержащимся в них калием или натуральным сахаром во фруктах.
Тем не менее, мамам важно не употреблять слишком много продуктов, содержащих сахар. Есть много причин, почему это так.
13/15 Jumping Jacks
через Pixabay, Виктория Бородинова
Женщины могут попробовать попрыгать, если хотят, чтобы их малыши больше пинались. Это совершенно безопасно делать во время беременности, и иногда это отличный способ разбудить маленького спящего. Хотя ребенок может брыкаться, чтобы его мать остановилась.
Некоторым мамам на 20-й неделе беременности можно рекомендовать сделать это, если их малыш мало сотрудничает во время предродовых осмотров. Согласно whattoexpect.com, это относится по крайней мере к одной женщине, и это сработало для нее, поэтому, возможно, это сработает и для других людей. Женщины также могут заниматься танцами живота во время беременности.
15/12 Покачайте этим животом
через Pikabay, Jump1987
Это еще один странный метод, который заставит ребенка двигаться. Дамы, возможно, даже заметили, что люди, проводящие им УЗИ, вероятно, делают это, пытаясь заставить малыша двигаться. Мамы могут подумать, что покачивания живота звучат глупо, но это еще один способ заставить ребенка двигаться.
Любое движение живота заставит ребенка двигаться. Если они спят, то, скорее всего, их разбудят. Это также может сделать их немного неудобными, поэтому они захотят сменить позицию. Если женщина находится в третьем триместре, у ребенка не будет столько свободы для пинков и ударов, но они будут чувствовать перекаты ребенка.
15.11. Поковыряйте
через Needpix.com
Подобно покачиванию живота, дамы также могут немного потрогать живот (и ребенка). Опять же, это не то, что может каким-либо образом повредить или навредить ребенку, но вызывает небольшой дискомфорт. Ребенок может либо попытаться пошевелиться, либо мать может получить ответный удар, чтобы сказать ей остановиться. Некоторые люди даже играют в эту забавную маленькую игру со своим ребенком: они будут тыкать и ждать реакции ребенка. Это отличный способ сблизиться с ребенком, пока он находится в утробе матери.
Когда женщина целенаправленно взаимодействует со своим ребенком таким образом, она иногда может использовать его, чтобы оценить, как лежит ее ребенок. Потыкать живот — это то, что мама обязательно должна попробовать, если она поощряет своего малыша двигаться в утробе.
15/10 Shine A Light
через Pikist
К тому времени, когда женщина достигает третьего триместра, у ребенка уже открываются глаза и начинает развиваться способность видеть, согласно данным parent.com. Они реагируют на свет, поэтому, если женщины посветят фонариком на живот, их малыши могут двигаться, чтобы они могли уйти от света, сообщает hellomotherhood.com. Похоже, им не нравится видеть свет, но мамы не должны беспокоиться о том, что это причинит им какой-либо вред.
Свет будет не таким ярким, как если бы человек посветил фонариком себе в глаза. Однако любое количество света будет для ребенка ярким, потому что матка — очень темное место.
15 сентября Ложись
через Pixabay, Алессандраамендесс
Интересный факт о шевелениях плода заключается в том, что они могут происходить задолго до того, как мамы их даже заметят. Что-то мама может попробовать, если ей интересно, как заставить своего ребенка пинать чаще, это лежать. Согласно whattoexpect.com, все движения, которые женщины делают в течение дня, создают приятное покачивающее движение, которое убаюкивает младенцев.
Так что, скорее всего, когда они встают и двигаются, их дети спят и не двигаются. Как только мама перестанет двигаться, она заметит, что ее ребенок перешел в режим безумных движений.
К сожалению, это одна из многих причин, по которым женщины плохо спят по ночам. Когда качательные движения прекращаются, ребенок просыпается. Иногда все, что нужно сделать женщине, это лечь, и она должна начать чувствовать какое-то движение в животе.
15 августа Поговори об этом
через Pikist
Во время первого и второго триместров беременности происходит много интересного. Например, по данным Healthline.com, дети начинают слышать свои первые звуки во втором триместре. Кроме того, к тому времени, когда ребенок достигает 25 или 26 недель беременности, он обычно может реагировать на голоса, которые слышат за пределами матки.
Кроме того, по данным webmd.com, дети, находящиеся на этом этапе беременности, также реагируют, когда слышат, как их матери разговаривают с ними. Хотя трудно точно сказать, как это происходит, возможно, что тело женщины двигается, когда она говорит, и это движение также побуждает ребенка двигаться.
Если мамы задаются вопросом, как заставить своих детей двигаться, им следует попробовать прочитать им сказку. Кроме того, они могли бы попытаться поговорить с ними в течение дня.
15/7 Получите адреналин
через PickPik
Иногда то, что может заставить ребенка двигаться, это то, что мама делает что-то, что заставляет ее нервничать или волноваться. Все это сводится к адреналину, который проходит через тело во время беспокойства или сильного стресса. Когда адреналин циркулирует в ее теле, это может вызвать и у ее ребенка прилив сил.
Но это не означает, что беременные женщины должны пытаться делать опасные вещи, которые могут навредить ей и ее будущему ребенку, сообщает Healthline. com. Для беременных женщин существует множество безопасных способов получить адреналин.
Для этого достаточно просто посмотреть остросюжетный фильм (или фильм ужасов) или даже просто подумать о работе. Если женщины выбирают этот метод, когда пытаются заставить своих детей двигаться, им важно хорошо знать себя, чтобы знать, на что реагирует их тело. Кроме того, они не должны слишком далеко заходить в этом поведении.
15/6 Пойте
через Пикрепо
Если беременная женщина поощряет движение своего ребенка, она может попробовать сделать несколько эффективных способов. Пение является одним из них.
Так же, как и разговоры, пение и музыка — отличный способ заставить нерожденного ребенка двигаться. Но мамы могут не чувствовать, как их дети реагируют на их голоса, когда они поют, если они не находятся на сроке более 20 недель беременности.
Чтобы быть более конкретным, они могут не чувствовать этого, пока не достигнут 22 недель беременности, согласно whattoexpect. com. Если мамам не хочется петь, они также могут попробовать надеть наушники на живот, чтобы посмотреть, отреагируют ли на это их дети. С другой стороны, для них также важно убедиться, что музыка, которую они играют, не слишком громкая; это может нанести ущерб развивающимся ушам будущего ребенка.
5/15 Ешьте продукты с высоким содержанием углеводов
через Needpix.com
Мамы могут пить столько холодной воды или сока, сколько хотят, но иногда так же хорошо, если не лучше, помогает пища, содержащая большое количество углеводов. Согласно romper.com, продукты, содержащие много углеводов, могут привести к тому, что нерожденные дети станут более активными.
Кроме того, существует заблуждение, что плод начнет двигаться в утробе матери, если она съест что-нибудь острое, но, похоже, это не так. Однако, если она съела острую пищу, в которой было много углеводов, она могла заметить, что ее ребенок стал немного более активным после того, как она закончила есть.
Однако, если мама побуждает ребенка двигаться, употребляя в пищу острую пищу, есть вероятность, что в будущем ребенку понравится острая пища. Это потому, что это может сделать амниотическую жидкость, которая окружает их в матке, немного более острой, что подвергает их воздействию пряных ароматов.
4/15 Ice Pack
через Викисклад, Сантери Виинамяки
Подобно свету, дети реагируют на температуру. По данным modphysique.com, один из самых странных способов заставить ребенка двигаться — положить на живот пакет со льдом. Это может показаться жестоким, но на самом деле это не так, и мамы, которые хотят это сделать, не должны беспокоиться о том, чтобы навредить своим детям.
Когда дети находятся в утробе матери, они очень теплые, так что это не вызовет ничего похожего на ледяной ожог. Однако они заметят изменение температуры, поэтому, скорее всего, попытаются отойти от источника холода. Это работает почти так же, как свет фонариком на живот.
Но дамы, которые хотят это сделать, не должны расстраиваться, если у них нет под рукой пакета со льдом. Есть много вещей, которые будут работать. Беременные женщины могут попробовать использовать такие вещи, как замороженные овощи или даже просто холодную мочалку. Подойдет все, что холодно.
3/15 Детский массаж
через Pikrepo
Очень полезно сделать массаж частью ритуала сна новорожденного, но интересным фактом является то, что его можно делать еще до рождения ребенка. Беременные женщины во всем мире любят тереть живот. Обычно они делают это, даже не замечая. Многие женщины начинают массировать живот с единственной целью — заставить своего малыша брыкаться. Согласно whattoexpect.com, это действительно работает.
Кроме того, массаж живота (или ребенка) может стать для мам отличным способом расслабиться и провести некоторое время с ребенком. Еще лучше, если они смогут привлечь к этому занятию папу малыша, тогда мама сможет по-настоящему расслабиться.
Женщинам следует нежно массировать живот и следить за движениями своего ребенка. Кроме того, им следует массировать весь живот, а не только то место, где, по их мнению, находится ребенок. Если папа помогает, он тоже может чувствовать много ударов.
2/15 Встаньте на руки и колени и покачивайтесь взад-вперед
через Pxfuel
В большинстве случаев ребенок находит место в утробе матери, которое очень удобно для него, но не очень для будущей мамы. Есть много способов заставить ребенка изменить положение, и хорошая новость заключается в том, что многие из этих трюков также сработают, когда женщины просто хотят почувствовать, как двигаются их малыши.
По данным сайта healthline.com, будущие мамы могут почувствовать небольшие толчки, встав на четвереньки и покачиваясь вперед-назад. Такое движение может быть именно тем, что нужно женщине, если она обнаружит, что ее ребенок находится в неудобном положении.
1/15 Приятной ванны
через Pxfuel
Если мамы достигли 20-й недели беременности, они должны хоть немного чувствовать движения своего малыша. Кроме того, если мама замечает, что ее малыш мало двигается, и хочет заставить его или ее двигаться (или просто хочет чувствовать это, потому что ей это нравится), то ей есть чем заняться.
По данным parenting.firstcry.com, одна из уловок, которую может попробовать женщина, если она побуждает своего ребенка двигаться, — это принять теплую ванну. Причина, по которой этот может работать лучше, чем другие, заключается в том, что мама так расслаблена. Когда мама расслаблена, она лучше чувствует своего ребенка и больше замечает его движений. Часто женщины так заняты в течение дня, что пропускают маленькие толчки своих нерожденных детей и замечают только большие, болезненные. Женщины, вынашивающие нерожденных детей, должны сделать все возможное, чтобы в течение дня у них было время замедлиться и насладиться движениями своих малышей.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩУЮ: 15 вещей, которые вы не знали о беременностях высокого риска
Источники: Блог штата Огайо, Bump + Baby, Healthline, Parenting.firstcry.com, Что ожидать, Hello Motherhood, WebMD, Romper, Mod Physique
Движение плода — StatPearls — Книжная полка NCBI
Джой Брайант; Радиа Т. Джамиль; Дженнифер Тистл.
Информация об авторе
Последнее обновление: 8 мая 2022 г.
Продолжение обучения
Движения плода, ощущаемые беременными женщинами, являются признаком того, что плод растет в размерах и силе. Мать обычно первой чувствует эти движения, которые позже могут быть восприняты окружающими. Медицинский работник часто учит женщин следить за движениями плода или осознавать их. Уменьшение движений плода может быть предупредительным признаком потенциального нарушения или риска плода и может потребовать дальнейшего обследования. В этом упражнении рассматривается оценка движений плода и обсуждается роль межпрофессиональной команды в обучении пациентов тому, как отслеживать движения плода, что может улучшить результаты лечения пациентов.
Цели:
Опишите значение самоконтроля матери за движениями плода.
Определить методы самоконтроля движений плода.
Просмотрите предупреждающие признаки снижения активности плода.
Обобщите важность координации помощи межпрофессиональной командой для улучшения обучения беременных пациенток методам самоконтроля движений плода для улучшения исходов.
Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Движения плода, ощущаемые беременными женщинами , являются признаком того, что плод растет в размерах и силе. Беременная женщина обычно первой чувствует эти движения, которые впоследствии могут быть восприняты окружающими. Медицинский работник часто учит женщин следить за движениями плода или осознавать их. Это может быть общее осознание движений плода, или же женщин можно научить считать количество толчков, которые они ощущают за определенный промежуток времени. Уменьшение движений плода может вызывать беспокойство как у матери, так и у лечащего врача. Уменьшение движений плода может быть предупредительным признаком потенциального нарушения или риска развития плода и, следовательно, требует дальнейшего обследования у поставщика медицинских услуг.[1][2]
Функция
Первые движения плода, которые ощущает мать, называются учащением. Одна из функций этих движений — предупредить беременную женщину о том, что в ее матке растет плод. Ускорение часто происходит между 16-й и 22-й неделей беременности. Это называется предполагаемым признаком беременности, поскольку другие движения тела женщины могут имитировать ранние движения плода , такие как вздутие живота, перистальтика и сокращения мышц живота. Повторнородящая женщина обычно впервые замечает эти трепещущие движения плода на более ранних сроках беременности, чем первородящая женщина. Повторнородящая женщина может чувствовать движения уже в 16 недель, тогда как первородящая женщина может ничего не чувствовать до 20-22 недель. Приблизительно на 20-й неделе беременности обученный медицинский работник может ощущать движения плода снаружи через брюшную полость. Это считается положительным признаком беременности.[3]
Большинство медицинских работников рекомендуют беременным женщинам следить за движениями плода, особенно в третьем триместре. Этого можно добиться, просто проинструктировав женщину о том, чтобы она обращала внимание на плод и определяла, двигается ли плод меньше, чем обычно, в какой-либо конкретный день или примерно так же, как и в другие дни. В качестве альтернативы поставщики медицинских услуг могут порекомендовать более формальный подсчет движений плода (FMC), иногда называемый подсчетом толчков. Клиницисты часто рекомендуют начинать такое наблюдение примерно на 28-й неделе беременности и продолжать его до конца беременности. Метод «счет до 10» включает в себя инструкции для женщины считать движения плода в одно и то же время каждый день. Если женщина испытывает менее десяти движений в течение 2–3 часов, ей рекомендуется обратиться к своему лечащему врачу. В одном исследовании было отмечено, что если женщины подсчитывают движения плода, это может улучшить связь между матерью и ребенком во время беременности, поскольку мать начинает узнавать своего будущего ребенка.
Вопросы, вызывающие озабоченность
Проблемы, вызывающие озабоченность, включают предполагаемое или фактическое уменьшение движений плода. Исторически сложилось так, что случаям компрометации плода или младенца обычно предшествовало снижение подвижности плода. Таким образом, предполагается, что если женщина заметит снижение подвижности плода и оценит его, то возможное неблагоприятное событие с плодом можно будет избежать с помощью вмешательств. Во многих исследованиях были предприняты попытки проверить корреляцию между снижением подвижности плода и функционированием плаценты, аномалиями матки, задержкой роста плода, трансфузией от двойни к близнецу, тугой затылочной пуповиной или продемонстрировать, что подсчет ударов может предотвратить внутриутробную гибель плода. Хотя этот тип мониторинга часто рекомендуется, отслеживание не всегда предотвращает осложнения. Однако из-за низкой стоимости и потенциальной выгоды рекомендуется. Уменьшение движений плода может указывать на необходимость дополнительной оценки и может спасти жизнь. При беременности с ограниченной подвижностью плода исход хуже, при этом одно исследование продемонстрировало наибольшую частоту неблагоприятных исходов у плодов с малым для гестационного возраста плодом.[4]
Одним потенциальным побочным эффектом рутинного мониторинга движений плода может быть увеличение числа пренатальных посещений, как амбулаторных, так и стационарных. Тем не менее, большинство исследований не обнаружили, что этот тип увеличения соответствует действительности. Обычно подсчет шевелений плода (FMC) успокаивает беременных женщин и предотвращает ненужные визиты. Медицинский работник должен помнить, что некоторые женщины более внимательно следят за движениями плода, чем другие. Поэтому могут потребоваться другие методы наблюдения, если мать ребенка с меньшей вероятностью будет соблюдать подсчет шевелений плода. Многочисленные исследования пытаются определить различные новые методы отслеживания движений плода, пока беременная женщина находится дома или на работе. Некоторые методы могут позволить более последовательный и объективный метод измерения частоты и возможной силы движений. Развитие трехмерного УЗИ позволило исследователям изучать нормальные движения плода на протяжении всей беременности. Это включает в себя выражение лица и быстрое движение глаз (REM) во время сна. Изучаются и оцениваются движения рук близнецов по сравнению с одноплодными. Исследователи обнаружили, что движения плода меняются на протяжении всей беременности и могут указывать на нормальное или аномальное развитие. Следует отметить, что исследования показали, что женщины с ожирением могут чувствовать шевеление плода так же, как и женщины с нормальным индексом массы тела (ИМТ). Однако из-за более частых осложнений со стороны матери и плода женщины с ожирением, вероятно, чаще замечают уменьшение движений плода, чем их коллеги с более низким ИМТ.
Клиническое значение
Любое снижение воспринимаемых движений плода должно быть проверено врачом с помощью нестрессового теста. Этот неинвазивный тест может оценить движения плода и ускорение сердечного ритма плода. Реактивный нестрессовый тест должен иметь ускорение сердца плода определенного размера, продолжительности и частоты. Это включает не менее трех учащений сердечного тона плода (FHT), которые как минимум на 15 ударов в минуту выше исходного уровня и длятся не менее 15 секунд, все в пределах 20-минутного окна. Нереактивный нестрессовый тест, в котором нет трех ускорений, может указывать на сон плода или его нарушение, и необходимо провести дальнейшее тестирование. Обычно нестрессовый тест сначала продлевается на более длительное время, чтобы определить, было ли отсутствие ускорений связано только со сном плода. Если нестрессовый тест продолжает оставаться нереактивным, то часто выполняется BPP (биофизический профиль). Это ультразвуковое исследование плода для оценки дыхательных движений плода, движений тела или конечностей плода, тонуса плода и объема амниотической жидкости. Если этот тест не успокаивает поставщика медицинских услуг, следует рассмотреть вопрос о доставке плода.[7] Одно исследование показало, что учащение движений плода может быть использовано для прогнозирования неблагоприятных исходов у новорожденных, таких как большие для гестационного возраста [8]. Одно исследование показало, что обучение женщин правилам подсчета плода по сравнению с тем, что их не обучали, не было связано с явным улучшением исходов беременности. [9]] Мониторинг числа движений плода — это недорогой и не требующий особых технологий метод, который потенциально может предотвратить ухудшение проблем с нерожденными детьми и заслуживает внимания медицинских работников и беременных женщин.
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Уход за беременными лучше всего осуществлять с помощью межпрофессиональной команды. Медицинские работники женщин во время беременности обязаны проводить скрининг и наблюдение за плодом для выявления потенциальных проблем. Это позволяет практикующему врачу проводить ориентированное на пациента целенаправленное лечение и последующее наблюдение. Пациентки должны быть информированы о важности самоконтроля движений плода. Когда ощущается уменьшение движений плода, команда должна работать вместе для дальнейшей оценки состояния плода. Многие методы мониторинга движений плода противоречивы и недостаточно изучены, чтобы задокументировать их эффективность. Теоретически выявление факторов риска и осложнений во время беременности может снизить неонатальную заболеваемость и смертность. [10] Необходимы дополнительные исследования для оценки существующих методов и их эффективности как для обнаружения, так и для долгосрочных эффектов. Мониторинг, а затем последующее реагирование с помощью вмешательств могут улучшить результаты лечения пациентов.
Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные бригады Вмешательства
Медсестры участвуют в оценке новорожденных после того, как матери сообщают о снижении активности плода. Вмешательства могут включать применение внешнего кардиомонитора плода, мониторинг сокращений, оценку показателей жизнедеятельности матери и оценку разрыва материнских оболочек. Медсестра также может участвовать в уходе за женщиной во время дальнейшего ультразвукового исследования плода (биофизический профиль) и в сообщении оценок пациентке и ее семье, а также лечащему врачу.
Родильнице может потребоваться помощь в индукции родов у пациентки или кесаревом сечении плода с нарушениями, если оценка неблагоприятна или неутешительна. Общение со всеми сторонами является очень важной ролью медсестры, а также обеспечение сочувствия и помощи пациенту и семье, когда беременность/роды не запланированы или не ожидаются. Это может помочь улучшить результаты лечения как матери, так и ребенка.
Сестринское дело, смежное здравоохранение и мониторинг межпрофессиональных групп
Постоянный мониторинг медсестер, работающих в медицинских учреждениях, ухаживающих за беременными женщинами, должен включать информирование женщин о шевелениях плода и оперативное реагирование на сообщения об уменьшении шевелений плода. Весь офисный персонал, контактирующий с беременной женщиной либо во время телефонной сортировки, либо во время пренатальной оценки, должен понимать важность мониторинга движений плода и необходимость выслушивать отчеты пациентов. Сообщение о проблемах лечащему врачу имеет решающее значение для получения дальнейшей оценки, которая может улучшить результаты лечения пациентов, особенно при быстрой оценке и вмешательстве.
Контрольные вопросы
Получите бесплатный доступ к вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Рисунок
Развитие оболочек плода и плаценты, плод около восьми недель; заключены в амнион, пуповину, хорион, плаценту. Предоставлено Gray’s Anatomy Plates
Рисунок
Нестрессовый тест, показывающий отслеживание частоты сердечных сокращений плода, движений плода и сокращений. Предоставлено Отто Умана, MD
Ссылки
- 1.
Das R, Jana N, Arora N, Sengupta S. Ультразвуковая оценка реакции слуха плода на виброакустическую стимуляцию. J Matern Fetal Neonatal Med. 2020 июль;33(14):2326-2332. [PubMed: 30618302]
- 2.
Капая Х., Алмейда Дж., Каруни Ф., Анумба Д. Управление уменьшением движений плода: сравнительный анализ двух аудитов в клинической службе третичной помощи. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2020 Май; 248:128-132. [В паблике: 32203823]
- 3.
Фленади В., Эллвуд Д., Брэдфорд Б., Кури М., Миддлтон П., Гарденер Г., Радестад I, Гомер С., Дэвис-Так М., Форстер Д., Гордон А., Грум К., Кроутер С., Уокер С., Фурд С., Варленд Дж., Мерфи М., Саид Дж., Бойл Ф., О’Донохью К., Кронин Р., Секстон Дж., Веллер М., МакКован Л. Помимо заголовков: осознание движений плода является важной стратегией предотвращения мертворождения. Женское рождение. 2019 фев; 32(1):1-2. [PubMed: 30563769]
- 4.
Стерпу И., Пило С., Койстинен И.С., Линдквист П.Г., Гемцелль-Даниельссон К., Итцель Э.В. Факторы риска неблагоприятных неонатальных исходов при беременностях со сниженной подвижностью плода. Acta Obstet Gynecol Scand. 2020 авг;99(8):1014-1021. [PubMed: 32072616]
- 5.
Дейли Л.М., Бойл Ф.М., Гиббонс К., Ле Х, Робертс Дж., Фленади В. Мобильные приложения, предоставляющие рекомендации по уменьшению движений плода: обзор и анализ контента. Женское рождение. 2019 июнь;32(3):e289-e296. [PubMed: 30139669]
- 6.
Брэдфорд Б., Кронин Р., МакКинлей С., Томпсон Дж., МакКован Л. Воспринимаемые матерью модели движений плода: влияние индекса массы тела. Ранний Хам Дев. 2019 15 ноября; 140:104922. [PubMed: 31739267]
- 7.
Heazell AEP, Budd J, Li M, Cronin R, Bradford B, McCowan LME, Mitchell EA, Stacey T, Martin B, Roberts D, Thompson JMD. Изменения в воспринимаемых матерью движениях плода и их связь с поздним мертворождением: результаты исследования методом случай-контроль мертворождения в Мидленде и Северной Англии. Открытый БМЖ. 06 июля 2018 г .; 8 (7): e020031. [Бесплатная статья PMC: PMC6042603] [PubMed: 29982198]
- 8.
Huang C, Han W, Fan Y. Исследование корреляции между учащением движений плода в третьем триместре и неонатальными исходами. BMC Беременность Роды. 201904 декабря; 19 (1): 467. [Бесплатная статья PMC: PMC6894290] [PubMed: 31801506]
- 9.