Игра как ведущая деятельность дошкольника: особенности и значение для развития ребенка

Что такое ведущая деятельность в психологии развития. Почему игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Какие особенности имеет игровая деятельность детей 3-7 лет. Как игра влияет на развитие личности дошкольника.

Что такое ведущая деятельность и почему она важна для развития ребенка

Понятие «ведущая деятельность» было введено в психологию развития советским психологом А.Н. Леонтьевым. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, которая определяет главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данном этапе развития.

Ведущая деятельность имеет три основных признака:

  • В ней возникают и формируются новые виды деятельности
  • В ней формируются и перестраиваются частные психические процессы
  • От нее зависят основные психологические изменения личности ребенка в данный период

На каждом возрастном этапе есть своя ведущая деятельность, которая определяет развитие ребенка. Она не просто доминирует по времени, а является источником качественных изменений. Именно в ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста.

Игра как ведущая деятельность дошкольника

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей деятельностью является игра. Это связано с несколькими факторами:

  • В игре ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает общественно выработанные способы действий с предметами
  • Игра позволяет моделировать отношения между людьми, примерять на себя различные социальные роли
  • В игре активно развивается воображение и символическая функция сознания
  • Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и психических процессов

Таким образом, игра создает «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) для формирования важнейших новообразований дошкольного возраста.

Особенности игровой деятельности младших дошкольников (3-5 лет)

Игровая деятельность детей 3-5 лет имеет ряд характерных особенностей:

  • Преобладают предметно-манипулятивные и сюжетно-отобразительные игры
  • Сюжеты игр простые, связанные с бытовыми действиями
  • Игровые действия носят обобщенный характер
  • Роли называются, но не определяют поведение ребенка
  • Правила игры отсутствуют или выполняются формально
  • Игрушка выступает в качестве основного мотива игры

На этом этапе важно обогащение игрового опыта детей, расширение тематики игр, формирование элементарных игровых умений.

Развитие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

К старшему дошкольному возрасту игра претерпевает качественные изменения:

  • Преобладают сюжетно-ролевые игры с развернутым сюжетом
  • Роли четко обозначены и распределены до начала игры
  • Игровые действия подчиняются правилам, вытекающим из роли
  • Появляются игры с правилами (дидактические, подвижные)
  • Используются предметы-заместители, воображаемые предметы
  • Сюжеты игр отражают более сложные социальные события

Игра старших дошкольников становится более длительной, насыщенной и содержательной. Она начинает подчиняться игровому замыслу и правилам.

Влияние игры на развитие личности дошкольника

Игра как ведущая деятельность оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка-дошкольника:

  • Развивает произвольность поведения и психических процессов
  • Способствует преодолению познавательного эгоцентризма
  • Формирует механизмы управления своим поведением
  • Развивает воображение и творческие способности
  • Расширяет представления о межличностных отношениях
  • Формирует коммуникативные навыки
  • Способствует развитию самосознания и самооценки

Именно в игре закладываются основы будущей учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.

Роль взрослого в развитии игровой деятельности дошкольников

Взрослый играет важную роль в развитии игры ребенка-дошкольника:

  • Обогащает содержание детских игр
  • Побуждает к использованию в игре предметов-заместителей
  • Способствует возникновению игрового замысла
  • Развивает умение согласовывать свои действия с другими детьми
  • Формирует умение следовать правилам в игре
  • Поощряет самостоятельность и инициативу детей в игре

При этом важно не подавлять детскую инициативу чрезмерным руководством. Задача взрослого — создать условия для развития самостоятельной игры детей.

Значение игры для подготовки к школьному обучению

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет огромное значение для подготовки ребенка к систематическому обучению в школе:

  • Формирует предпосылки учебной деятельности (умение слушать и выполнять правила, действовать по образцу и т.д.)
  • Развивает произвольность психических процессов
  • Формирует навыки общения и взаимодействия со сверстниками
  • Способствует развитию воображения и творческого мышления
  • Формирует познавательную мотивацию

Таким образом, именно в игре происходит формирование тех качеств личности и способностей, которые обеспечивают успешность перехода к учебной деятельности.

Заключение

Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, определяющей развитие личности ребенка и подготовку его к новой ведущей деятельности — учебной. Правильная организация игровой деятельности в дошкольном возрасте закладывает фундамент для полноценного развития ребенка и его успешного обучения в школе.